«TOP-50 работодателей мечты для молодых специалистов», 2009 «50 работодателей мечты для молодых специалистов»-2009

Вся президентская рать


Газета «Акция» и приложение «Акция.Карьера» подвели итоги исследования четвертого ежегодного рейтинга «50 работодателей мечты для молодых специалистов». Рейтинг обнаружил возросшую любовь молодых людей к госструктурам, гегемонию топливно-энергетического комплекса и наряду с этим желание строить свой бизнес и умеренные денежные аппетиты.

ТЭК года

«Газпром» снова первый. Это становится аксиомой. Как бы подтверждая доминирование компаний топливно-энергетического сектора, «Лукойл» встает со старшим братом в пару (в 2008 году между ними вклинился Microsoft). На помощь им на шестое место приходит «Роснефть» (20-е место в 2008 году). Картину дополняют ТНК-BP (30–31), новичок рейтинга — «Транснефть» (40) и РАО «ЕЭС России» (45).

Государственный сектор

То ли кризис сказался на представлениях молодежи о карьере, то ли престижная госкарьера действительно становится реальной, но так или иначе, сразу три государственные структуры улучшили свои места в рейтинге. Администрация президента РФ и не думала выпадать из первой десятки, только выиграла у конкурентов еще две позиции, став седьмой. Куда внушительней рывок Госструктур — с 32-го на 13-е место — и Правительства РФ с 29-й на 15–16-ю позиции. На этом желание работать на государство у опрашиваемых не закончилось. 34-е место заняла Администрация (органы исполнительной власти). Согласно ответам молодых людей, они готовы строить карьеру в администрации своего города (области, региона). Голоса опрашиваемых достались Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Архангельской области, Дзержинску, Томску и другим городам. Что это — желание помочь своему населенному пункту или просто отсутствие вменяемых предложений на рынке труда, сказать сложно. Боевой мощи госблоку в рейтинге прибавляет Федеральная служба безопасности РФ. И хотя она и занимает пока что 43-е место, прогресс государственных структур намекает, что молодежь может и не остановиться на достигнутом.

Как построить карьеру в госорганах

По мнению директора по развитию бизнеса Lyte Recruitment Services Каролины Панферовой, работа в госструктурах для выпускников интересна, стартовые зарплаты несильно отличаются от частных компаний, а кроме того, у молодых специалистов возникает чувство приобщения к управлению страной. Если вы решили, что без этого чувства жить не можете, готовьтесь к испытаниям. Во-первых, нужно научиться разбираться в людях: коллектив и рабочая атмосфера госсектора отличается от частного, а личные связи решают всё. Во-вторых, научитесь ждать: карьерный рост в госструктурах непрозрачный, а решения принимаются довольно медленно. В-третьих, помните о своей высокой миссии: без нее бюрократические препоны быстро отобьют желание работать на государство.

Прогресс года

Работодатели с самим эффективным продвижением по рейтингу оказались на «колесах» — эти компании знакомы со скоростью и движением не понаслышке. +25 мест за год сделали «Российские железные дороги» и Toyota Motor Corporation, вырулив из последней десятки рейтинга на 15–16-е и 18-е места соответственно. Забавно, что Toyota практически освободила таким образом свое прежнее место для BMW (японский автогигант в 2008 был 43-м, немецкий концерн в 2009 стал 42-м). Самый удачный и не менее впечатляющий рост продемонстрировал Сбербанк — с 22-го на 4-е место. Неподалеку от него — «Роснефть», которая вошла в первую десятку, поднявшись на 14 ступенек. Нельзя не упомянуть и Госструктуры — они стали 13-ми, прибавив к прошлогоднему результату 19 пунктов.

Падение года

Больнее всех пришлось единственному рекламному агентству 50-ки — BBDO. С привилегированного 13-го места он опустился на 46-ю строчку, тем не менее выиграв одно очко у идущей следом Студии Артемия Лебедева, с которой их отчасти роднят не только низкие позиции, но и рекламный рынок. Хотя обиднее всего, наверное, должно быть двум прошлогодним лидерам рейтинга — представителям отрасли аудита и консалтинга. PricewaterhouseCoopers откатился с 6-го на 20–21-е место, а McKinsey&Company голосование откинуло с 8-го на 32–33-е место. Вдобавок целых 20 позиций потерял KPMG, оказавшийся на 41-м месте, и Deloitte, ставший 44-м после 27-го места в 2008 году. Консалтинговые компании потерпели в 2009 году фиаско.

Как устроиться в компанию с известным брендом

«Большая четверка» консалтинговых компаний, хотя и сдала позиции в 2009 году, до сих пор считается традиционно одним из лучших карьерных стартов для молодежи. Так же и со всеми международными компаниями, где сильно развита система приема на работу студентов и выпускников (как в Procter&Gamble, Microsoft, Danone, adidas Group и т. д.). Чтобы не упустить свой шанс, следите за сезонными программами стажировок для студентов — как правило, они проходят весной и осенью. Стажировка — первая ступень карьерной лестницы в крупной компании, дальше только вверх. Заведите себе календарь карьерных событий и подавайте заявки в компании вашей мечты.

Вылет года

Рейтинг покинули семь работодателей, из них — три прошлогодних новичка рейтинга, которые не смогли удержаться в 50-ке лучших. Это мировой лидер по технологиям нефтегазовой отрасли Schlumberger, консалтинговая компания Boston Consulting Group и судоходная компания Maersk. Кроме того, рейтинг недосчитался медиахолдинга Independent Media Sanoma Magazines, «Евросети» , банка «Уралсиб» и IT-гиганта Intel. Примечательно, что почти все эти работодатели, за исключением Intel (38) и Schlumberger (39), занимали места в последней десятке рейтинга.

Новички года

Большинство новичков рейтинга не просто «зацепились» за последнюю десятку, а стали уверенными середняками. Ярче всего выступили Внешторгбанк (ВТБ) и Газпром-банк с 29-м и 34–35-м местами соответственно обогнали постоянного участника рейтинга Альфа-банк. Начиная с 40-го места почти подряд друг за другом идут «Транснефть» (40) и созвучные друг другу BMW (42) и ФСБ (43). Последним в семерке новичков оказался Райффайзенбанк. Три новичка представляют сектор финансовых услуг, два — госструктуры, и по одному — автопром и ТЭК.

Отрасль года

Как обычно, вне конкуренции отрасль FMCG — работодатели, производящие товары повседневного спроса. Восемь компаний из 50 принадлежат именно ей. Но только один входит в первую десятку — Procter&Gamble с девятой позицией. Хуже всех себя чувствует Danone — после уверенного 31-го места в 2008 году он балансирует на 50-м. Сфера финансовых услуг за счет трех новых участников рейтинга становится второй. «Вилка» отрасли — от Сбербанка на четвертом месте до Райффайзенбанка на 46–49-м. Третье место благодаря новичку «Транснефти» досталось топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Зато качественно у ТЭК конкурентов нет: половина «отрасли» занимает ведущие позиции в первой десятке: «Газпром» на первом, «Лукойл» на втором, «Роснефть» на шестом. Четыре компании рейтинга выступают гордыми представителями своих отраслей. РЖД (15–16) олицетворяет собой транспорт и логистику, adidas Group (37) отстаивает честь ритейла, а Siemens (39) и «Норильский никель» (46–49) обеспечивают присутствие в рейтинге отраслей производства и тяжелой промышленности соответственно (с поправкой на то, что Siemens представлен во многих индустриях, начиная с машиностроения и заканчивая IT и здравоохранением).

Как выбирать подходящего FMCG-работодателя

Критериев выбора может быть масса: от логотипа до расположения офиса. Есть, правда, один нюанс, о котором много спорят,— это происхождение компании. Считается, что «американцы» более жесткие, требующие полной лояльности и сильного командного духа. Европейские, напротив, склонны к более мягкому, «семейному» стилю ведения дел. Поэтому изучайте историю компании и ее ценности, чтобы идеально вписаться в команду.

Предпринимательство

На фоне взлетов и падений работодателей только три позиции сохранились за прежними «владельцами». И если «Газпром» оказался предсказуемо первым, а «ВымпелКом», замкнув первую десятку, все-таки пропустил вперед себя МТС, то пункт «Свой бизнес» продемонстрировал неожиданную стабильность, не отдав никому 11-й строчки. Либо сработали советы предпринимателей, которые на заре кризиса наперебой стали агитировать всех основать свое дело, либо в неопределенных условиях молодые люди стали рассчитывать только на себя.

Результаты рейтинга 2009