«TOP-50 работодателей мечты для молодых специалистов», 2006 «TOP-50 работодателей мечты для молодых специалистов», 2006

Они выбирают стабильность

Рейтинг «50 работодателей мечты для молодых специалистов», проведенный газетой «Акция» в течение 3,5 месяцев (с 6 февраля по 12 мая 2006 года) показал, что многие молодые специалисты склонны больше ориентироваться на громкие имена компаний, чем на реальные факты.


Представления молодых специалистов о рынке труда и представления экспертов рынка о самих молодых специалистах не совпадают. Молодые специалисты больше заинтересованы в размере заработной платы, чем в перспективах карьерного роста.

Администрация президента РФ как компания мечты

Рейтинг выявил интересные представления молодых специалистов о рынке труда. «Компанией мечты», с их точки зрения, стал «Газпром». Второе место занял «Лукойл», а третье — Администрация президента РФ.

Из этого следует, что молодые специалисты отдают предпочтение госструктурам и компаниям, так или иначе аффилированным с государством. Вероятно, стремление работать в государственных органах объясняется тем, что частный бизнес в нашей стране значительно зависит от политической конъюнктуры.

На взгляд экспертов рынка, «компанией мечты» является PricewaterhouseCoopers, второй Ernst&Young, а третьей — KPMG. Такая оценка предсказуема, эти компании входят в «большую четверку» аудиторских компаний (не хватает четвертой — Deloitte) и традиционно привлекают молодых людей образовательными программами и стажировками. Одним из главных критериев, который молодые специалисты учитывают при выборе работы, является уровень заработной платы. Карьерный рост важен меньше — в списке он занимает второе место. Более того, считая привлекательной работу в госорганах (или компаниях, связанных с государственной поддержкой), они ценят стабильность больше, чем карьерный рост. Это подтверждается данными по сегментам рынка, которые, на их взгляд наиболее перспективны: финансовые услуги, за ними следуют государственные органы. Далее по списку идут нефтяные компании, розничная торговля и медиарынок.

Кадровые агентства молодым специалистам льстят

Представления молодых специалистов сильно расходятся с представлениями экспертов рынка. По мнению кадровых агентств, молодые люди при выборе места работы должны в первую очередь рассматривают возможность карьерного роста, во вторую — престиж компании и только потом — уровень заработной платы.

Судя по этим данным, эксперты рынка считают молодых специалистов более дальновидными. Для самих молодых специалистов важнее уровень доходов, чем перспективы и карьерный рост. Возможно, это связано с тем, что многие из них намерены строить карьеру не ростом на одном месте, а при помощи перехода из компании в компанию.

По мнению экспертов, наиболее перспективными сегментами рынка являются розничная торговля, IT-технологии, FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса), масс-медиа и финансовые услуги.

Представления молодых специалистов не всегда точны. Так, в сегменте «Транспорт и логистика» первое место они отдали компании «Рольф», крупнейшему российскому официальному дилеру автомобилей Audi, Ford, Hyundai, Mazda, Mitsubishi. «Рольф» — это компания, которая занимается продажей автомобилей, а не транспортом и логистикой.

По итогам рейтинга можно сделать вывод, что молодые специалисты, с одной стороны, ориентируются на государственные структуры, им хочется стабильности, а с другой — главным критерием работодателя считают уровень заработной платы, что говорит о том, что о перспективах на будущее многие предпочитают не задумываться. Так или иначе, оба этих показателя свидетельствуют об одном: молодые люди слабо представляют реалии современного рынка труда.

Чьи голоса составили рейтинг

Общее количество опрошенных составило 1112 человек. Средний возраст заполнивших анкету: 21–24 года. Стоит отметить, что на 90% рейтинг отражает мнение молодых специалистов из Москвы.

Большая часть опроса была проведена с помощью пяти московских вузов: Московский государственный институт международных отношений, Московский государственный университет сервиса, Московский государственный университет пищевых производств, Московская государственная академия приборостроения и информатики и Российский университет дружбы народов.

Помощь в опросе оказала молодежная организация AIESEC (l’Association Internationale des Etudiantsen Sciences Economique et Commerciale), организовав рассылку по своей базе данных.

Результаты рейтинга 2006